ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Спортивный тир.

Игры способствуют развитию зрительного восприятия и прост­ран­ственной ориентировки на микроплоскости. Они являются подготовительным этапом, необходимым для развития сосре­до­точения, прослеживания, узнавания пред­мета в целом и частей, его составляющих. Игры в непринужденной, естествен­ной обста­нов­ке решают поставленные задачи. Игры могут использоваться как в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных заня­тиях в виде активного отдыха, творческих заданий.

Схема рисунка для развития зрительного восприятия
и формирования основных движений

В процессе занятий физической культурой с целью развития зрительного восприятия целесообразно использовать схемы и таб­лицы, изображающие движения, отдельные элементы физи­чес­кого упражнения.

Вначале следует учить детей «читать» расположение в прост­ранстве простые схемы, затем выполнить по ним движения.

Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить дейст­вие, схему построения в играх, проследить последова­тель­ность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом.

Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выде­лить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, созда­вать условия для вариа­тивности, тем самым экономя время на дальнейшее со­вершенст­вование дви­жений, создавая предпосылки для самоорганизации и ак­тивного участия зрения в процессе выполнения действий, раз­вивая зри­тель­ный анализ движений.

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Процесс обучения детей с отклонениями в развитии, его содержательной, методической характеристики определяется спецификой психофизического развития данной категории дошкольников.

Специфика познания проявляется в отставании от нормы, недостаточности способов анализа, переработки и усвоения информации, снижении уровня образного мышления, недостаточности речевого развития, нарушении предметно-практической деятельности и несовершенство ее результатов. Это обусловлено замедленностью протекания психических процессов (нарушение зрительного и других видов сенсорных ориентаций, снижение моторных компонентов или ручных умений, замедленность овладения различными сторонами речи, от фонематического слуха до речевого общения и др.).

В силу этого структура процесса обучения перестраивается как многоэтапный, ступенчатый процесс, в котором чтобы подвести ребенка в той или иной информации, навыкам и умениям, требуются специальные, коррекционно-развивающие программы, блоки, подготовительные курсы со своим пропедевтическим содержанием. Чтобы выполнить общеразвивающие задачи, в коррекционной педагогике вводится система вспомогательных средств оснащения и оборудования с коррекционной выраженностью.

Обучение в дошкольном учреждении компенсирующего вида представляется как разносторонний и разноуровневый процесс формирования представлений, знаний, навыков и умений, построенный на общедидактических принципах и принципах коррекционной психологии и педагогики. Это проявляется в целях обучения, его содержании, дидактических условиях, формах, методах и средствах обучения.



Сохраняя общность с задачами умственного развития дошкольников с нормальным развитием, каждое из направлений дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии создает свое программное содержание, в котором в зависимости от своеобразия психофизического становления личности ребенка с отклонениями в развитии, существуют собственные общеразвивающие программы и программы коррекционно-развивающего обучения.

Основываясь на общедидактических принципах, обучение в специальных дошкольных учреждениях компенсаторного вида имеет коррекционную направленность на преодоление интеллектуальной недостаточности, проблем социального и других видов отклонений в развитии.

В связи с этим к отдельным общеразвивающм принципам предъявляются коррекционно-развивающие требования. Наглядность применяется с учетом необходимости дробления демонстрируемого материала на выделение отдельных частей, деталей и предметов в определенном логическом преподнесении. При этом акцентируется информативно важная наглядность, с четкой дифференциацией и индивидуализацией ее подачи и выстраивания иерархии наглядного материала в зависимости от уровня представлений о реальном мире и его модифицированном предъявлении ребенку (картины, схемы, модели и т.д.).

Особые требования предъявляются к подаче наглядной информации из окружающей действительности. Знакомство с ней строится с учетом «зоны актуального развития». В этом случае информационное поле может сужаться в зависимости от того, из каких условий пришел ребенок в дошкольное учреждение, и что он знает об окружающем мире.

Специальные требования предъявляются к иллюстративно-графическому материалу, так как довольно часто у детей с отклонениями в развитии возникают проблемы с пониманием изображения. Это зависит иногда от несовершенства зрительных возможностей детей (у слепых с остатком зрения, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) или же от интеллектуальной недостаточности (у детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта). У детей с нарушением психоэмоциональной сферы часто иллюстрации не вызывают желания реагировать на содержание в силу специфики включаемости внимания к окружающим объектам. Поэтому реализация принципа наглядности во многом зависит от наличия у детей отчетливых конкретных представлений, от умений анализировать признаки и свойства наглядного материала, его сенсорной сигнальности для привлечения детского внимания и от умения детей выполнять предметно-практические действия с наглядным материалом, а самое главное от уровня самостоятельного решения наглядно-практических задач.

Исходя из общедидактического принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, в коррекционной педагогике обучение носит индивидуальный и дифференцированный характер, обусловлено это замедленностью психофизического развития детей. Программный материал растягивается на более длительное время и подается дозированно в том объеме, который обеспечивает детям постепенное усвоение в пределах его возможностей.

Значительным изменениям, унификациям, адаптациям подвергается методика обучения. Система подачи материала обусловлена спецификой ориентации в окружающем мире, особенностями восприятия дидактического материала, трудностями предметно-практической деятельности и общением детей, а также своеобразием их личностного проявления.

Предметно-практическое обучение так же, как наглядное и словесное обучение носит поэтапный характер, осуществляется на принципах дозированного, дифференцированного подходов. Сам процесс обучения носит поэтапный характер. Перед введением ребенка в общеобразовательный процесс необходимо осуществлять коррекционную работу пропедевтического характера, так как довольно часто дети с отклонением в развитии не готовы к участию в общеобразовательном процессе.


4487327935476560.html
4487397222175886.html
    PR.RU™