Часть 1. Психологическая помощь и психотерапия при ПТСР

Аннотация курса:

Курс знакомит с диагностическими критериями и особенностями протекания посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), стратегиями и техниками психологической помощи и психотерапии, знакомит со специальными техниками символдрамы, разработанными для лечения ПТСР.

Темы лекций:

  1. Что такое ПТСР? Три составляющие ПТСР. Классификация по МКБ 10. Нарушения на уровне эмоциональной регуляции, измененные состояния сознания, нарушение самовосприятия, нарушенное восприятие преступника, проблемы в отношениях, изменение системы ценностей.
  2. Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и дифференцированная психофармакотерапия: тревожный тип ПТСР, астенический тип ПТСР, дисфорический тип ПТСР, соматоформный тип ПТСР.
  3. Дебрифинг. Цели и задачи. Правила проведения.
  4. Трудности работы с пациентами, страдающими ПТСР. "Печать смерти". Проблемы контрпереноса у психотерапевта: желание отстраниться, "страх заразиться", чувство бессилия и беспомощности, вина и раздражение.
  5. Факторы, усугубляющие тяжесть ПТСР: характер травмы, ее длительность и интенсивность, индивидуальная чувствительность, отягощенность прежним травматическим опытом, отсутствие стратегий преодоления, негативная реакция окружающих.
  6. Этапы психотерапии ПТСР, основополагающие принципы и стратегии.
  7. Недостаточность монотерапии при лечении ПТСР. Формы психотерапии ПТСР. Комбинация символдрамы с методиками конфронтации с травмой, когнитивным переструктурированием, поведенческим тренингом.
  8. Комбинация символдрамы с телесноориентированной психотерапией, концентративной психотерапией движением, цигуном, арт-терапией, фармакотерапией.

Темы семинаров:

  1. Образная экспозиционная терапия и in vivo экспозиционная терапия.
  2. Работа по технике «Смена времен года». Протагонистский сеанс и его разбор. Работа в малых группах и ее разбор.
  3. Работа с мотивом "Надежное, защищенное место". Протагонистский сеанс и его разбор. Работа в малых группах и ее разбор.
  4. Работа с мотивами "Внутренний помощник", "Кто бы мог поддержать" и "Группа поддержки". Два протагонистских сеанса и их разбор. Работа в малых группах и ее разбор.
  5. Работа с мотивами "Вспоминание позитивного опыта" и "Внутренний ребенок". Два протагонистских сеанса и их разбор. Работа в малых группах и ее разбор.
  6. Работа с мотивами, направленными на проработку интроекта преступника. Два молчаливых образа. Протагонистский сеанса и его разбор.
  7. Техники и стратегии конфронтации с травмой. Девять противопоказаний.
  8. Мотивы для прохождения работы печали и новой ориентации в жизни «Мост», «Внутренний сад».



Литература:

Издания после 2006 г.:

  1. Брязгунов И.П., А.Н. Михайлов, Е.В. Столярова. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. – Медпрактика-М. М., 2008. – 144 с.
  2. Заксе У. Травмасинтез при помощи травмаэкспозиции. В: Типология личности в символдраме и других методах психотерапии. Сборник научных работ. Ставрополь : Графа, 2009. С 101-111.
  3. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. – Когито-Центр, 2007. – 207 с.
  4. Maercker A. (Hg.): Posttraumatische Belastungsstörungen. Springer-Verlag, Heidelberg, 3. Auflage 2009.
  5. Maercker A., Rosner R. (Hrsg.): Psychotherapie der posttraumatischen Belastungsstörungen. Krankheitsmodelle und Therapiepraxis – störungsspezifisch und schulenübergreifend; Lindauer Psychotherapie-Module; Georg-Thieme-Verlag, Stuttgart, 2006.
  6. Schäfer U., Rütter E., Sachsse U.: Hilfe und Selbsthilfe nach einem Trauma; Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2006

Рекомендуемая литература:

  1. Александров Е.О. Интегративная психотерапия посттравматического стрессового расстройства. – Новосибирск: Сибпринт, 2005. – 260 с.
  2. Брязгунов И.П., А.Н. Михайлов, Е.В. Столярова. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. – Медпрактика-М. М., 2008. – 144 с.
  3. Заксе У. Травмасинтез при помощи травмаэкспозиции. В: Типология личности в символдраме и других методах психотерапии. Сборник научных работ. Ставрополь : Графа, 2009. С 101-111.
  4. Католик Г., Корнієнко І. Техногенні катастрофи: психологічна допомога очевидцям та постраждалим // Науково-методичні матеріали для роботи з очевидцями та постраждалими від техногенних катастроф, а також членами їх сімей. Науково-методичний збірник. – Львів: Червона калина, 2003. – 124 с.
  5. Sachsse U. u. a.: „Traumazentrierte Psychotherapie“, Theorie, Klinik und Praxis; Schattauer Verlag, 2004
  6. Schäfer U., Rütter E., Sachsse U.: Hilfe und Selbsthilfe nach einem Trauma; Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2006
  7. Stein C.: „Sie können es nicht ungeschehen machen.“ Grenzen und Chancen des psychotherapeutischen Prozesses nach Traumatisierungen, in Imagination 1/2003, Facultas Universitätsverlag, Wien, 2003


4491027355958578.html
4491068064576347.html
    PR.RU™