Профилактические мероприятия по ортодонтии в различных возрастных периодах  

Профилактические мероприятия по ортодонтии в различных возрастных периодах

I период — внутриутробное развитие эмбриона и плода (фор­мирование тканейи органов в зубочелюстно-лицевой области). Методы и средства профилактикизубочелюстных аномалий:

1) рациональный режим труда и отдыхабеременной;

2) сбалансированное питаниебеременной;

3) регулярная гигиенаи санация полости рта беременной с


использованием средств гигиены специального назначе­ния;

4) пользование одеждой, не стесняющей развития плода,

5) выявление особенностей положения плода;

6) санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики;

7) выявление зубочелюстных и других аномалий у родствен­ников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диасте-мы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных поро­ков развития

II период — от рождения до б мес (до прорезывания первых молочных зубов)

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий

1) рассечение укороченной уздечки языка;

2) выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робена, ангидротической эктодермаль-ной дисплазии и другой патологии, разъяснение особен­ностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет ортодонтом;

3) исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте до 2—3 мес) Применение по­вязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти,

4) рациональный режим и сбалансированное питание мате­ри и ребенка;

5) правильное искусственное вскармливание ребенка пра­вильная его укладка при кормлении; предотвращение дав­ления горлышка бутылки на альвеолярный отросток; ре­гулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора от­верстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания,

6) выявление преждевременно прорезавшихся зубов и оп­ределение показаний к их удалению

III период — от 6 мес до 3 лет (формирование временного прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий'

1) массаж альвеолярного отростка при затрудненном про­резывании молочных зубов;

2) наблюдение за последовательностью прорезывания мо­лочных зубов и их установлением в зубную дугу,

3) пластика укороченной уздечки языка (рис 12 2),



Рис 122 Виды аномалии уздеч­ки языка (а—в)


4) применение лечебных сосок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти,



5) задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги,

6) борьба с вредными привычками сосания пальцев и дру­гими (накистевые, налоктевые повязки),

7) выявление привычной неправильной позы, нарушенной

осанки, плоскостопия, направление на консультацию к ортопеду,

8) нормализация смыкания губ, носового дыхания, распо-339


Рис. 12.3. Тренировка мышц губ с помощью активатора Даса (а) и вестибулярной пластинки Шонхера (б, в).

ложения нижней челюсти (с помощью лечебной гим­настики и вестибулярных пластинок);

9) протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины;

10) выявление детей с резко выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направление их к ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия на диспансерный учет. IV период — от 3 до б лет (период сформированного вре­менного прикуса).

Методы и средствапрофилактики зубочелюстных аномалий:

1) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;


2) комплексылечебно-гимнастических упражнений для нор­мализации смыкания губ, расположения нижнейчелюсти и языка в покос и во время функции. Применение ве­стибулярных пластинок и другихпрофилактических ап­паратов (рис.12.3);

3) борьба с вялым жеванием, отказом от употребления от­носительно жесткой пищи, обучение правильному гло­танию;

4) обучение правильному произношению отдельных звуков («р», «л», шипящих и др.);

5) плановая санация и гигиена полости рта с использова­нием средств специального назначения;

6) выявление и удалениепрорезавшихся сверхкомплектныхзубов;

7) замещениеотсутствующих зубов с помощью пластиноч­ных протезовпри множественной илиполной их адентии или потере;

8) наблюдение за глубинойрезцового перекрытия и формой

зубных дуг.

V период — от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса).

Методы и средствапрофилактики зубочелюстных аномалий:

1) выявлениебольных с зубочелюстными аномалиями, на­правлениеих наортодонтическое лечение;

2) плановая санацияполости рта и регулярная гигиена с использованием средствспециального назначения;



3) наблюдение за последовательностьюпрорезывания пер­вых постоянныхмоляров, резцов и массажальвеолярногоотростка;

4) избирательноепришлифовывание нестершихся бугров временных зубов (чащеклыков);

5) пластическаяоперация приукороченной или неправиль­но прикрепленной уздечкеязыка;

6) перемещение местаприкрепления уздечки верхней губы с иссечением ееоснования в области межальвеолярнойперегородки;

7) удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавших­ся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции;

8) замещение путемпротезирования по показаниям рано потерянных временных зубов, ретенированных и отсут­ствующих в результате адентии.Направление больных сангидроти ческойэктодермальной дисплазиейна консуль­тацию к педиатру,дерматологу, окулисту, невропатологу;

9) выявление нарушений осанки, плоскостопия и направ­ление больных на консультацию к ортопеду;


10) борьба с вредными привычками сосания и прикусыва-ния пальцев,губ, щек, различных предметов,с при­вычной неправильной позой;

11)направление больных с ротовым дыханием на консуль­тацию к оториноларингологу Удаление резко увеличен­ныхаденоидов и небно-глоточных миндалин по орто-донтическимпоказаниям при выраженных нарушени­ях прикуса, нормализацияносового дыхания с помо­щьювестибулярных пластинок и других приспособле­ний;

12) применение комплексов лечебной гимнастики для нор­мализации носового дыхания, глотания, осанки;

13) обучение у логопеда правильному произношению от­дельных звуковых фонем;

14) нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции в случае привычного смеще­ния,

15) применение верхненагубной, подбородочной, подниж-нечелюстной пращи и внеротовой тяги с целью задер­живания роста одной из челюстей в периоде прорезы­вания первых постоянных моляров и резцов;

16) выявление детей с зубочелюстными аномалиями и на­правление их для лечения к ортодонту;

17) выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к пос­ледовательному удалению по Хотцу отдельных зубов или их групп. Определение последовательности прове­дения комплексов профилактических и лечебных мероп­риятий;

18) определение показаний к удалению разрушенных пер­вых постоянных моляров или резцов при резко выражен­ных зубочелюстных аномалиях;

19) восстановление разрушенных коронок первых постоян­ных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения;

20) предупреждение деформации верхней челюсти после

уранопластики.

VI период — от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса)

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) выявление больных с зубочелюстными аномалиямии ихнаправление на консультацию к ортодонту,

2) плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения;

3) удаление временных зубов при хроническом гранулиру-


ющем периодонтите,а также задержавшихся временных моляров и клыков;

4) выявление индивидуальноймакродентии, мезиальногосдвигабоковых зубов, резко выраженныханомалийприкуса и определениеортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последователь­ного удаления по Хотцу отдельных зубов по ортодон-тическим показаниям, начатого в V периоде;

5) восстановление разрушенных коронок постоянных зубов путем протезирования;

6) избирательное пришлифовывание нестершихсябугроввременных клыков и моляров;

7) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;

8) перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвео­лярной перегородки;

9) удаление прорезавшихся или ретенированных сверхком­плектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретени­рованных премоляров и клыков;

10) определение ортодонтических показаний к удалению раз­рушенных первых постоянных моляров или отдельных рез­цов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров;

11) замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования. Направление больных с ан-гидротической эктодермальной дисплазией на консуль­тацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу;

12) выявление нарушеннойосанки, плоскостопия, криво­шеи и направление больных к ортопеду;

13) борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, а также их прику-сывания; исправление неправильной позы, в том числе-во время сна;

14) лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализа­ции смыкания губ, носового дыхания, осанки;

15) обучение правильному глотанию, произношению отдель­ных звуков речи;

16) нормализация положения нижней челюсти в покое и во времяфункции при ее привычном смещении;

17) применение верхненагубной, подбородочной, под ниж­нечелюстной внеротовой тяги с целью задерживания роста одной из челюстей в периоде прорезывания вто­рых постоянных моляров;

18) наблюдение за последовательностью прорезывания пре-


5) избирательное пришлифовывание бугров отдельных зу­бов;

6) достижение множественных контактов между зубамипри различных видах артикуляции и окклюзии зубных рядов;

7) устранение парафункций, привычного смещениянижней челюсти, аномалий положения отдельных зубов или их группи последующее рациональное протезирование;


4492249470143934.html
4492300762910068.html
    PR.RU™