Барокко

Керамика эпохи барокко и рококо

Во французской керамике, достигшей полного расцвета в XVIII в., уже в XVII в. создаются выдающиеся произведе­ния. Продолжается изготовление гла­зурованных изделий в средневековом духе, таких, как глиняная статуэтка флейтиста из района Бове (Музей ке­рамики в Севре) и норманд­ская керамика из Кальвадоса. Наряду с этим производится фаянс с обжигом при высоких температурах; в этом слу­чае изделия расписываются окислами металлов поверх сырой эмали, которая поглощает краску до обжига, что ис­ключает возможность поправок. В то же время производится фаянс с обжи­гом при низких температурах, с рос­писью по предварительно обожженной глазури; эта технология позволяет по­лучать более тонкий рисунок и вносить поправки, а также применять большее число тонов. Третий обжиг, закрепля­ющий роспись, осуществляется при еще более слабом огне в особой му­фельной или отражательной печи.

Нормандская керамика

Технология первого типа применяет­ся на мануфактурах Невера, Руана, Мустье. Керамическое производство Невера вначале следовало итальян­ской традиции, занесенной семейством мастеров Конрад, переселившихся в Невер в конце XVI в. Не отказываясь от итальянской манеры, неверские ке­рамисты в большей или меньшей сте­пени подражают Востоку и создают изделия в «персидском вкусе». Во вто­рой половине XVII в. складывается самостоятельный неверский стиль. К этому периоду относятся такие стату­этки, как Мадонна с яблоком, датиро­ванная I636 г. Верность ренессансному духу керамика Невера сохраняет до начала XVII в.

Неверская керамика


Руанские керамисты проявляют больше самобытности. После периода подражания итальянской и неверской продукции и копирования вслед за Дельфтом китайских изделий, вызывавших всеобщее восхищение, руанцы начинают изготовлять большие блюда с гербами, сюжетной композицией в центре и широким бордюром по внут­реннему краю. Сохранились фаянсовые изделия, подписанные Эдмом Потером (1647г.) и Брюманом (1699 г.). Но насто­ящий расцвет руанского фаянса прихо­дится на XVlll .

Руанская керамика

В Мустье с 1710 г. начинают производить фаянсовые из­делия с декором по моделям Берена и других художников-декораторов, раз­рабатывавших стиль Людовика XIV. Этот вид узора на белом фоне, разме­щенного свободно, с большими неза­полненными участками, сохранял попу­лярность много лет спустя после смер­ти короля в 1715 г. в силу отдаленности Версаля и обычного отставания про­винции от смены мод при дворе.



Керамика Мустье

Технология второго типа получила значительное развитие во Франции только в XVIII в., между тем как в Нюрнберге и Аугсбурге ее широко при­меняют с 1650 г. при изготовлении белого фаянса. Германия освоила про­изводство больших фаянсовых печей, таких, например, как печь работы Андреаса Лейбольда, покрытая черной глазурью и датированная 1662 г. (Гам­бург, Музей). Печам этого типа была суждена долгая популяр­ность.

В Англии керамисты Стаффордшира, и в частности Томас Тофт, изготовля­ют поливную керамику в сочном народ­ном стиле. Там же производят и тон­кий фаянс, так называемую «трубоч­ную глину».

Работы Томаса Тофта

Однако гораздо большую славу заво­евывает фаянсовая продукция Дельфта.

Дельфтская керамика

Дельфтские изделия обжигались при высоких температурах и вначале расписывались гризайлью синим ко­бальтом, отличаясь перегруженным де­кором. Нидерландские керамисты, на­ходясь под итальянским влиянием, ко­пировали произведения живописи или имитировали картину вместо того, что­бы создавать декор, присущий керами­ке. Другие нидерландские мануфакту­ры копировали китайский и японский фарфор.

Фаянсовые изразцы еще в большей степени, чем посуда, подражают живо­писи. Крупные мастера Абрагам де Ког и Фредерик ван Фритом создают израз­цы в синих тонах и копируют в них живопись своих современников, изоб­ражая различные сцены, морские пей­зажи и жанровые картинки, столь типичные для голландского искусства, начало XVII в. Они копируют и религиозные сюжеты и в особенности портреты с гравюр; блю­да с портретными изображениями снис­кали большой успех.

В дальнейшем усиливается влияние искусства стран Азии. Могущественная Ост-индская голландская компания ввозит изделия из Китая Минского периода и из Японии. В XVII в. гол­ландские купцы были единственными европейцами, получившими право ве­сти торговлю с империей Восходящего Солнца. В Европе развивается вкус к экзотике, и импорт не покрывает спро­са. Это и побудило голландцев имити­ровать в фаянсе китайский и японский фарфор.



Китайская ваза Минского периода

Появляются изделия в синих тонах с узором из цветов и птиц, подражающие китайским. Такой орнамент украшает не только вазы и тарелки, но и специ­фически голландское изделие—вазы для тюльпанов. Другой, смешанный вид технологии применяет наряду "с синим цветом, достигаемым сильным обжи­гом, марганцевый фиолетовый цвет, зеленый и красный, получаемые в му­фельной печи. Судя по всему, первые имитации азиатских изделий по методу слабого обжига были осуществлены на фабрике Хоппенстейна в 1660—1690 гг.

Полихромный фаянс сильного обжи­га, объединяющий на белом фоне крас­ный, синий, зеленый, желтый и черный тона, применяется при имитации пятицветных «у-цай» эпохи императора Вань-ли. Изготовляются также рифленые вазы с «кашмирским» орнаментом, в котором ощущается подражание узорам индийских тканей. Керамисты копируют в фаянсе даже китайские лаковые изделия, а в самом начале XVIII в. имитируют сцены с фигурами, украша­ющие японские ткани какэмоно.

Все эти подражания превосходны по качеству. Благодаря хорошему знаком­ству с произведениями искусства Азии дельфтские мастера глубже, чем ма­стера других европейских стран, осво­или современное им декоративное ис­кусство Китая и Японии и сыграли решающую роль в усилении экзотиче­ской струи в искусстве Европы.

Рококо

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора. И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.

Мейсенский фарфор
Амур Фальконе

Рококо в европейском искусстве является одним из наиболее распространенных стилей. В этом стиле уникальным образом соединились пресыщенность, гедонизм, тяготение к экзотике, фривольность и пренебрежительное отношение ко всему разумному, естественному. Эпоха рококо требовала новых находок. Их открытие приводило к появлению оригинальных художественных эффектов, в которых соединились лепка, живопись, мелкая пластика. Эпоха рококо стала временем расцвета художественной керамики.

В восемнадцатом столетии особой популярностью стала пользоваться фаянсовая посуда, которая была гигиеничной, удобной в использовании и дешевой, поэтому такой антиквариат очень скоро завоевал всемирную известность. В это время начали открываться старинные керамические центры, такие как Невер и Руан. В ходе формирования стиля рококо в середине восемнадцатого столетия руанские мастера, работавшие с фаянсом, стали часто использовать изображения цветов, рога изобилия, птиц, а также насекомых.

Подобными орнаментами украшалась старинная посуда. Практически все руанские изделия того времени изготавливались из пористой массы розовато-кремового или красноватого оттенка. Ранние изделия, как правило, были анонимными, однако в восемнадцатом столетии почти на всех образцах появились маркировки. Старинные фаянсовые изделия с изображениями бабочек, птиц и рога изобилия можно встретить во многих музеях Европы. В Руане изготавливались самые разнообразные фаянсовые изделия, в числе которых были целые фонтанные композиции.

В середине восемнадцатого столетия Марсель также превратился в крупный керамический центр. На территории этого портового города работало десять мастерских. Настоящая слава к марсельским мастерам пришла после открытия здесь техники муфельного обжига изделий. Художники создавали изображения на белой глине, закрепленной обжигом. Благодаря этому палитра росписей стала более разнообразной.

Особой популярностью среди коллекционеров пользовались фаянсовые изделия, выполненные на мануфактуре, открытой Пьереттой Клаудело. Старинные предметы, созданные этим предприятием, отличались разнообразными формами и оригинальными росписями, характерными для эпохи рококо. Талантливые художники с невероятной изящностью изображали цветочные букеты, насекомых и птиц. На фабрике производилось большое количество тарелок, расписывавшихся китайскими сюжетами.

В восточной части Франции центром керамики был Страсбург. Слава к этому району пришла благодаря деятельности трех поколений семьи Ганнонгов, работавших здесь в период с 1709-го по 1780-й год. Характерными чертами фаянсовых изделий Ганнонгов стало использование тонких рисунков, нежных цветов росписи, а также живописной манеры исполнения. Стиль, созданный этими мастерами, получил название «страсбургские цветы». Со временем такая техника стала использоваться керамическими мануфактурами всех городов Франции. Страсбургский фаянс входит в экспозиции музеев мирового уровня и высоко ценится на современном антикварном рынке.

Страсбургский фаянс


4530834658653473.html
4530879150405601.html
    PR.RU™